Классификаций, согласно которым выделяют направления позиционирования товаров, достаточно много. Исходя из торгового опыта, приведенные ниже способы, являются наиболее грамотными и эффективными. 1. Отличительное качество продукции. Позиционирование на базе уникального свойства распространено, пожалуй, больше всего. Впрочем, зачастую производители ограничиваются незначительными модификациями, которые могут быть неочевидны потребителям. Это касается, например, бытовой техники: в итоге чаще всего чайники или пылесосы выбираются женщинами по цвету. 2. Выгоды. Позиция товара может быть определена, как то, что приносит пользу или решает проблему. Актуально для новых товаров, которые до этого редко покупали, например, на этом строится реклама посудомоечных машин. Чревато тем, что продвигает всю нишу, а не конкретный бренд. 3. Способ использования. Позиционируя продукцию таким образом, компания добавляет новые ценности в жизнь своих клиентов. К примеру, кофе из будничного метода проснуться превращают в элемент роскошной жизни, создавая церемонию по типу чайной. Или под немецкой торговой маркой Сорбигер выпускался джем в стаканах с удобной крышкой, которые можно использовать в дальнейшем. 4. Категория покупателей. Позиционирование на основе узкой целевой категории увеличивает шансы на усиление позиции среди данных потребителей, зато может повлиять отрицательно на другие группы. Проще всего в качестве примера привести молодёжную и пенсионерскую аудитории, однако применяются и иные градации: для поклонников фитнеса, для беременных, для либералов и т.п. 5. Конкурирующая марка. В случае такого позиционирования товара происходит сравнение с остальными марками, явное или завуалированное. Подобное сопоставление далеко не всегда желательно и удачно. Так часто пытаются продвинуться производители напитков, противопоставляя национальный продукт импортным напиткам, подразумевая при этом пепси, кока-колу и проч. Нельзя сказать, чтобы результаты впечатляли. 6. Разрыв с определённой категорией товаров. Тоже позиционирование «от противного», как и пункте 5, только компания пробует поменять отношение покупателей к своей продукции кардинально, переместив марку из одной ниши в другую. Сейчас подобный способ применяют производители лапши быстрого приготовления, стремясь объяснить клиентам, что она может заменить полноценный обед. Лучше всего выбрать какой-либо один основной способ; будет замечательно, если в него впишутся аспекты других направлений. Однако рассчитывать изначально на мультифункциональность не стоит, чтобы получить более сильные позиции в ключевом сегменте рынка.